Принципиальная пневматическая схема
Мотор-компрессор 1 через всасывающий фильтр 2 всасывает атмосферный воздух, который поступает через обратный клапан 4 и маслоотделитель 5 в воздушные резервуары 6 высокого давления и далее - по напорному воздухопроводу ВВД, повышая давление до 6-6,2 кгс/см2.
Это давление поддерживается регулятором давления 3 отключающим от сети мотор-компрессор 1 при повышении давления выше 6,2 кгс/см2 и включающим мотор-компрессор при падении давления до 4 кгс/см2. На первом воздушном резервуаре 6 установлен предохранительный клапан 7. От второго резервуара 6 идет воздухопровод высокого давления ВВД, к которому присоединены редукционный клапан 1 и через крестовину 26, стеклоочистители 14 с вентилями 5, манометр 13 и воздухопровод к дверным цилиндрам 21 передних дверей. К редукционному клапану 10 подводится воздухопровод низкого давления ВНД, к которому присоединяется резервуар 11 низкого давления в 4 кгс/см2 и тормозной кран водителя 8. Тормозной кран соединяется, кроме того, с тормозным воздухопроводами с шумоглушителем 9 и цилиндрами 16 предохранительной сетки. Манометр 13 двухстрелочный, одна из стрелок показывает давление в воздухопроводе высокого давления, а другая - в воздухопроводе низкого давления. По манометру водитель судит о правильности работы мотор-компрессора и редукционного клапана.
Принципиальная схема тормозного оборудования с рукояткой безопасности
1 - запасные резервуары; 2 - рабочий резервуар; 3 - клапан СМ; 4 - тормозной кран; 5 - редукционный клапан; 6 - звонковый вибратор; 7 - кран рукоятки безопасности; 8 - кран песочных и сеточных цилиндров; 9 - двухстрелочный манометр; 10 - стопкран; 11 - контактор; 12 - клапан песочницы; 13 - разобщительный кран; 14 - автомагистраль.
На вагонах, оборудованных рукояткой безопасности, помимо основных пневматических магистралей - резервуарной, напорной и тормозной, добавляется автотормозная магистраль 14.
Принцип действия автотормозной магистрали заключается в том, что при нахождении в ней сжатого воздуха поезд двигается, а при отсутствии сжатого воздуха - поезд автоматически затормаживается.
Эта схема предусматривает следующее дополнительное оборудование.
Рукоятка безопасности 7 установлена в кабине под правой рукой водителя. Ее основное назначение - автоматическая остановка поезда в том случае, если водитель по какой-либо причине не может управлять вагоном. Кроме того, рукояткой осуществляется управление воздушным звонком.
Ножной тормозной кран 4 установлен под полом кабины, педаль его вынесена в кабину водителя и расположена под его правой ногой. Тормозной кран управляет воздушным тормозом. Верхнее положение педали соответствует отпуску, крайнее нижнее - полному тормозу. Каждому промежуточному положению педали соотвествует свое, вполне определенное, постоянное давление в тормозных цилиндрах.
Кран управления песочницами и сеткой 8 установлен под полом кабины, педаль его вынесена в кабину водителя и расположена под его левой ногой. Верхнее положение крана - нейтральное. При нижнем положении крана сетка опущена и песочницы включены. В промежуточном положении включаются только песочницы.
Электропневматический контактор 11 расположен на стенке кабины водителя, с внутренней стороны. Он отключает цепь двигателей при торможении рукояткой безопасности и кранами экстренного тормоза. К цилиндру контактора присоединяется автомагистраль. Если в автомагистрали есть воздух, то контактор включен, при отсутствии воздуха - контактор выключен. Электрическая часть контактора включена последовательно после силового автомата АВ-1Б-1.
Клапан песочниц 12 установлен в салоне, под вторым диваном, с левой стороны вагона. Он автоматически включает песочницы при резком воздушном тормозе. Клапан действует автоматически в зависимости от давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре. Он срабатывает при достижении в тормозном цилиндре давления равного 3 атм, и держит песочницы открытыми в течение 7 сек. При торможении от рукоятки безопасности клапан срабатывает, следовательно, происходит автоматическая посыпка песком.
Клапан СМ установлен под полом кабины водителя. Он автоматически выполняет функции воздушного тормоза. Работа клапана зависит от давления в автомагистрали. При отсутствии воздуха в ней клапан занимает положение автоматического тормоза; если в автомагистрали воздух есть, то клапан занимает положение прямодействующего тормоза.
Краны экстренного торможения 10 установлены: один - на перегородке кабины водителя, со стороны салона, второй - у места кондуктора. Они служат для экстренной остановки поезда.
Работа воздушной тормозной системы. При верхнем положении рукоятки безопасности (положение незаряженного тормоза) воздушные резервуары наполнены, давление в тормозном цилиндре равно давлению рабочего резервуара - вагон находится в заторможенном состоянии. В этом случае в автомагистрали нет воздуха. Силовая цепь отключена электропневматическим контактором от контроллера, тормозной цилиндр отключен от тормозного крана, и нажим на последний не может изменить тормозной режим. Клапан песочницы автоматически срабатывает при достижении в тормозном цилиндре давления 3 атм.
Зарядка. Рукоятка безопасности ставится в положение зарядки до выхода воздуха из тормозного цилиндра (1,5-2 сек). Автомагистраль наполняется воздухом. При этом электропневматический контактор включается и соединяет силовую цепь с контроллером. Клапан СМ присоединяет тормозной цилиндр к тормозному крану. При верхнем положении педали крана воздух из тормозного цилиндра выходит в атмосферу. Вагон растормаживается. Клапан песочницы наполняется воздухом. Звонок звонит.
Поездное положение. Рукоятка безопасности опускается до отказа вниз. Тормозная система представляет собой прямодействующий тормоз. Торможение в этом случае осуществляется нажатием педали тормозного крана. Глубина нажатия педали определяется необходимым тормозным эффектом. Звонок включается небольшим подъемом рукоятки безопасности. Управление песочницами осуществляется нажимом педали крана песочниц. Если необходимо опустить сетку, педаль нажимается до отказа.
Резкое торможение краном. Оно осуществляется глубоким (при надобности до отказа) нажимом педали. Когда давление в тормозных цилиндрах достигает 3 атм и выше, песочницы автоматически включаются. Торможение краном должно производиться при выключенном контроллере.
Торможение рукояткой безопасности. Такое торможение происходит при освобождении рукоятки безопасности, которая при помощи пружины откидывается в верхнее положение и воздух выходит из автомагистрали. Электропневматический контактор отключает контроллер от сети. Клапан СМ разъединяет тормозной цилиндр с краном и соединяет цилиндр с рабочим резервуаром. Наступает торможение при давлении в тормозном цилиндре, равным давлению в резервуаре. Когда давление в тормозных цилиндрах превысит 3 атм, клапан песочницы срабатывает.
Экстренное торможение краном. Оно осуществляется поворотом ручки крана экстренного торможения до отказа. Воздух из автомагистрали выходит. Электропневматический контактор отключает контроллер от сети. Клапан СМ разъединяет тормозной цилиндр с краном и соединяет его с рабочим резервуаром, наступает автоматическое торможение. Клапан песочницы срабатывает и открывает песочницы.
Мотор-компрессор Э-300
|