Общее описание
    Троллейбус МТБ-82Д представляет собой машину рамной конструкции: все узлы и агрегаты монтируются на раме, которая воспринимает все статические и динамические нагрузки, обеспечивая необходимую прочность всему троллейбусу в целом. Рама МТБ-82Д состоит из соединённых между собой сваркой двух продольных лонжеронов и нескольких поперечных ферм. К этим силовым несущим элементам крепятся все основные узлы и агрегаты троллейбуса — кузов, тяговый двигатель ДК-202Б, балки переднего и заднего мостов на подвеске из полуэллиптических листовых рессор, пневмокомпрессор и баллоны для сжатого воздуха.
    Кузов имеет две двери: одна в задней оконечности, другая сзади колёсной арки переднего моста. В дверных порталах устанавливаются ширмовые двери. С внутренней стороны кузова над дверными порталами установлены коробки для пневматических приводов открытия и закрытия дверей. Кабина водителя отделяется от пассажирского салона плоской переборкой со входной дверью и двумя стёклами.
    Троллейбус оснащался пневмооборудованием для обеспечения работы многих узлов и агрегатов машины. Оно включало в себя компрессор, приводимый в действие вспомогательным электромотором, фильтр для очистки забортного воздуха, резервуары для его хранения, электропневматический регулятор давления в системе, механический клапан аварийного стравливания при отказе регулятора давления, главную магистраль и потребители сжатого воздуха. К последним относились пневмоприводы барабанных тормозов на обоих мостах троллейбуса, механизмы открытия и закрытия дверей, приводы лобовых стеклоочистителей.
    Электрооборудование троллейбуса МТБ-82Д получает питание напрямую от двухпроводной троллейбусной контактной сети с напряжением 550 В посредством подвижных штанг-токосъёмников. В его состав входят:
        - тяговый электродвигатель (ТЭД) смешанного возбуждения ДК-202Б;
        - пускотормозные сопротивления;
        - контроллер водителя (реверс тягового электродвигателя);
        - радиореактор для подавления помех радиоприёму;
        - мотор-компрессор пневмосистемы машины;
        - цепи внутреннего освещения пассажирского салона;
        - цепи обогрева пассажирского салона и лобового стекла.

    Система управления током через ТЭД реостатно-контакторная (РКСУ) неавтоматическая косвенная. Все коммутации силовых цепей из пускотормозных сопротивлений и ТЭД выполняются водителем посредством управляемого педалями контроллера.
    При своём ходе педали замыкают и размыкают служебные управляющие цепи напряжением в 550 В. К этим цепям подсоединены контакторы, которые коммутируют пускотормозные сопротивления в силовой цепи ТЭД.
    Троллейбус МТБ-82Д оснащался тремя видами тормозов: электродинамическим реостатным и пневматическим, приводимыми в действие от левой (тормозной) педали и ручным стояночным, приводимым в действие от рычага ручного стояночного тормоза. Рекуперативное торможение действует только при изначальной скорости выше 20 км/ч, при условии наличия на линии других троллейбусов, высоковольтное электрооборудование которых должно будет служить сильноточной нагрузкой, и при медленном обратном ходе пусковой педали с седьмого по второе положение если она ещё не находилась на восьмом. Если педаль уже пересекла восьмое положение то при медленном обратном ходе её рекуперации не наблюдается. В любом случае при медленном отводе её с одиннадцатого по восьмое рекуперация имеет место.
    При убирании ноги с пусковой педали она под действием возвратной пружины возвращается в нулевое положение, контакторы отключаются быстро, рекуперации не происходит.

Габаритный чертеж


Схема планировки салона

    - Жёлтый: Пассажирский салон с сиденьями;
    - Зелёный: Кабина водителя;
    - Красный: Подножки;
    - Розовый: Сиденье кондуктора.

Вид кабины водителя


Расположение узлов на шасси

    Тяговый электродвигатель 1 передает вращающий момент ведущим колесам 3 через карданный вал 2, червячный редуктор 4 и полуоси, расположенные в кожухе 5 заднего моста. Рулевое управление 6 размещено в передней части рамы 7.

Основные характеристики троллейбуса

Максимальная конструктивная скорость, км/ч 55
Масса без пассажиров, кг 9250
Габариты
Длина, мм 10365
Ширина, мм 2615
Высота по крыше, мм 3670
База, мм 6000
Вместимость, чел.
Мест для сидения 38
Номинальная 56
Полная 86
Тяговый двигатель ДК-202Б

Электрическое оборудование

Схемы электрооборудования

    Троллейбус МТБ-82Д оборудован тяговым электродвигателем ДК-202Б со смешанным возбуждением и часовой мощностью 78 квт.
    Система управления — неавтоматическая, с индивидуальными электромагнитными контакторами, управляемыми при помощи контроллера управления. Система управления и схема электрических соединений обеспечивают:
     - а) пуск троллейбуса при ступенчатом выведении пусковых сопротивлений;
     - б) экономическое регулирование скорости движения путем изменения тока в параллельной обмотке возбуждения двигателя;
     - в) рекуперативное торможение от максимальной скорости до скорости примерно 25 км/ч;
     - г) реостатное торможение от максимальной скорости до скорости 7 км)ч.
    Пуск тягового электродвигателя производится контроллером управления с приводом от правой педали. Контроллер имеет одиннадцать нефиксированных позиций. При нажатии педали контроллера от первой до восьмой позиции выводятся пусковые сопротивления. При дальнейшем перемещении педали от восьмой до одиннадцатой позиции производится ослабление поля путем введения сопротивления в цепь параллельной обмотки электродвигателя, в результате чего повышается скорость движения троллейбуса.
    Для управления реостатным торможением служит левая тормозная педаль. В начале хода педали происходит только реостатное торможение (две нефиксированные позиции), а при дальнейшем нажатии на педаль приводится в действие пневматический тормоз. В процессе реостатного торможения тяговый электродвигатель работает как генератор встречно-смешанного возбуждения, нагруженный пусковыми сопротивлениями.


Тяговый двигатель ДК-202Б


Механическое оборудование

Мосты

    Передние и задние мосты троллейбусов предназначены для восприятия веса рамы и кузова и передачи его на колеса. В зависимости от выполняемых функций мосты разделяются на ведущие, которые несут на себе ведущие колеса, и управляемые, несущие управляемые колеса.
    На МТБ-82Д ведущим мостом является задний. В состав заднего моста троллейбуса входят: картер, редуктор с дифференциалом, полуоси, ступицы с тормозными устройствами и рессоры. При помощи рессор ведущий мост воспринимает вес троллейбуса, приходящийся на заднюю часть рамы или основание каркаса кузова, передает вертикальную нагрузку колесам, а также тяговые и тормозные усилия ведущих колес на раму или кузов. Редуктор, дифференциал и полуоси размещены внутри картера заднего моста; на кожухах полуосей моста установлены ступицы колес.
    Передний мост при помощи специальной подвески несет на себе раму кузов. Он снабжен устройствами для установки ступиц с колесами, которыми передает нагрузку от рамы и кузова. Благодаря наличию поворотных цапф передние колеса могут поворачиваться на некоторый угол по отношению к продольной оси, обеспечивая тем самым движение троллейбуса, в нужном направлении.


Рулевое управление


Карданный вал


Рессорное подвешивание


Тормозные системы

    Троллейбус оборудован:
     - механическими тормозами барабанного типа, действующими на четыре колеса с пневматическим приводом от тормозной педали;
     - механическими тормозами барабанного типа, действующими на два задних колеса, с приводом от рычага ручного тормоза;
     - электрическим рекуперативным и реостатным тормозами.


Пневматическое оборудование

Принципиальная пневматическая схема

    В схеме пневматического оборудования засасывание воздуха в компрессор 88 производится через воздухоочиститель 37. Трехцилиндровый компрессор 38 приводится в действие электродвигателем последовательного возбуждения. Для предохранения пневматической системы от чрезмерного давления около головки компрессора установлен предохранительный клапан 40. Здесь же расположен обратный клапан 20. Воздух, нагнетаемый в резервуары, очищается от масла маслоотборным фильтром 89. Сжатый воздух от компрессора в резервуар 19 подается по трубопроводу 42, а в резервуар 45 — по трубопроводу 48. На резервуаре 19 установлен кран 18 для отбора воздуха. Резервуар 45 снабжен спускным краном 44. Из резервуара 45 по трубопроводу 41 воздух поступает к крестовине 34, откуда он направляется по трубопроводу 85 к тормозному крану 86, по трубопроводу 22 — к тройнику 21 и по трубопроводу 24 — к крестовине 3. От тормозного крана по трубопроводам ЗЗ и 4З сжатый возаух при торможении поступает в передние тормозные камеры 31 и 32 и задние тормозные камеры 46 н 47. Полость тормозного крана соединена трубопроводом ЗО с манометром 1. От тройника 21 по трубопроводам 7 и 16 воздух поступает к цилиндрам дверных механизмов 9 и 14. Трубопровод 16 посредством тройника 15 соединен с трубопроводом 12, подводящим сжатый воздух к крану 11 выключения дверей, расположенному у места кондуктора. Кран 11 снабжен трубкой 17, соединяющей его полость с атмосферой. Трубопровод 10 сообщает кран 11 с краном управления дверями, расположенным в кабине водителя. Трубопроводы 8 и 13 соединяют кран 6 с дверными механизмами 9 и 14. По трубопроводу 23 к крану 6 подается сжатый возух от магистрали 25.
    Рукоятка крана управления дверями и крана кондуктора могут занимать различные положения. Каждому из положений рукояток соответствует вполне определенное положение передней и задней дверей кузова.
    От крестовины 3 по трубопроводу 5 сжатый воздух подходит к регулятору давления 4, а по трубке 2 — к манометру 1. Магистраль 25 подает воздух к двум механизмам привода стеклоочистителей 26 и 29 посредством вентилей 27 и 28.

Полумонтажная схема пневматического оборудования

    1 - цилиндры стеклоочистителя; 2 - двухстрелочный манометр; 3 - цилиндр передней двери; 4 - двигатель компрессора; 5 - предохранительный клапан; 6 - компрессор; 7 - масловлагоотделитель; 8 - обратный клапан; 9 - воздухоочиститель; 10 - воздушные резервуары объемом 25 л.

Узлы пневмооборудования


Двери

    В троллейбусе применяются пневматические приводные механизмы открывания и закрывания дверей.

Flag Counter