Содержание
  1. Общее описание
  2. Габаритный чертеж 81-740.1
  3. Габаритный чертеж 81-741.1
  4. Расположение оборудования 81-740.1
  5. Расположение оборудования 81-741.1
  6. Технические характеристики вагона
  7. Органы управления и индикации
  8. Расположение оборудования на пульте машиниста
  9. Механическое оборудование
  10. Дверной привод
  11. Тележки вагонов
  12. Электрическое оборудование
  13. Обозначение поездных проводов
  14. КАТП-1
  15. Контейнер тягового инвертора (КТИ)
  16. Тяговые электродвигатели
  17. Датчик частоты вращения ротора двигателя (ДЧВ)
  18. Тормозной резистор
  19. Дроссель сетевого фильтра
  20. Схема цепей управления
  21. Схема вспомогательных высоковольтных цепей
  22. Силовая схема вагона
  23. Пневматическое оборудование
  24. Принципиальная пневматическая схема 81-740.1
  25. Принципиальная пневматическая схема 81-741.1
  26. Описание пневматических магистралей
  27. Пневматические клапаны
  28. Разобщительные краны
  29. Прочие узлы пневмооборудования
  30. Блок электропневматических приборов 248 (БЭПП)
Общее описание
    81-740/741 «Русич» — модель вагонов метрополитена, серийно выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2003 по 2013 год. В настоящее время вагоны типа «Русич» эксплуатируются в Московском, Казанском и Софийском метрополитене.

Габаритный чертеж 81-740.1


Габаритный чертеж 81-741.1


Расположение оборудования 81-740.1

    1 - регулятор положения кузова 003-1; 2 - клапан выпускной 131; 3 - клапан быстродействующий 398; 4 - блок соединительный БС-1 У2; 5 - клапан сбрасывающий трехпозиционный; 6 - инвертор; 7 - блок управления противоюзной защиты; 8 - резистор; 9 - клапан ограничительный 108; 10 - блок управления вагоном БУВ-Н; 11 - блок распределительного устройства БРУ; 12 - блок соединительный с датчиком тока БСДТ; 13 - клапан ограничительный 109; 16 - блок контактора; 17 - источник бортового питания ДИП; 18 - блок управления вентиляцией и отоплением; 21 - блок вспомогательной контактной аппаратуры БВКА; 22 - ящик аккумуляторный; 23 - блок ограничивающих резисторов БОР; 24 - индуктор; 27 - компрессор; 28 - осушитель; 29 - резервуар Р9-10; 30 - блок электропневматических приборов БЭПП; 31 - резервуар Р10-300; 32 - резервуар Р10-100; 35 - датчик тока; 36 - блок контакторов отопления; 37 - сигнализатор давления 115; 38 - сигнализатор давления 115А; 39 - коробка соединительная видеосистемы; 40 - коробка электроконтактная ЭК1; 41 - коробка электроконтактная ЭК2

Расположение оборудования 81-741.1

    1 - регулятор положения кузова 003-1; 2 - клапан выпускной 131; 3 - клапан быстродействующий 398; 4 - блок соединительный БС-1 У2; 5 - сигнализатор давления 115; 6 - клапан срабатывающий трехпозиционный; 7 - инвертор; 8 - сигнализатор давления 115А; 9 - блок управления противоюзом; 10 - блок вентилей; 11 - резистор; 12 - редуктор 348; 13 - блок управления вагоном БУВ-Н; 14 - блок распределительного устройства БРУ - 03П; 15 - блок соединительный с датчиком тока БСДТ; 16 - клапан ограничительный 109; 17 - коробка электроконтактная ЭК3; 18 - коробка соединительная видеосвязи; 19 - блок согласования токов БСТ-01; 20 - блок управления вентиляцией и отоплением; 21 - источник бортового питания ДИП-01; 22 - блок контактора БК-01; 23 - блок вспомогательной контактной аппаратуры БКВА; 24 - ящик аккумуляторный; 25 - блок ограничивающих резисторов БОР-4; 26 - индуктор; 27 - клапан ограничительный 108; 28 - коробка электроконтактная ЭК2; 29 - компрессор; 30 - осушитель; 31 - резервуар Р10-9; 32 - блок электропневматических приборов БЭПП; 33 - резервуар Р10-300; 34 - резервуар Р10-100; 35 - датчик тока; 36 - блок контакторов отопления.

Технические характеристики вагона

Наименование характеристики 81-740 81-741
Ширина вагона, мм 2712 2712
Шкворневая база вагона, мм 10500 10500
Высота от уровня головки рельса порожнего вагона, мм, не более 3590 3590
Длина вагона по плоскостям автосцепки, мм 27820 26900
Расстояние между геометрическими центрами крайних тележек, мм 21000 21000
Высота от уровня головки рельса до оси автосцепки порожнего вагона, мм 795 795
Высота от уровня головки рельса до опорной плоскости накачанной пневморессоры, мм 969±15 969±15
Масса тары вагона, кг, не более 47000 46000
Количество мест для сидения, шт 54 60
Максимальная вместимость из расчета 8 чел/м2 свободной площади пола (с учетом сидящих пассажиров), чел 344 370
Максимальная пассажирская нагрузка вагона, т 24,1 25,9
Номинальная вместимость из расчета 4 чел/м2 свободной площади пола (с учетом сидящих пассажиров), чел. 200 216
Наибольшая статическая нагрузка брутто от колесной пары на рельсы, т, не более 13 13
Показатель плавности хода вагона, не более 3,25 3,25
Конструкционная скорость, км/ч 90 90
Время разгона поезда на горизонтальном участке при максимальной нагрузке, с, не более:
до скорости 30 км/ч
до скорости 60 км/ч
до скорости 80 км/ч

12
27
43

12
27
43
Максимальное ускорение, м/с2 1,0 1,0
Максимальное замедление, м/с2 1,0 1,0
Величина изменения ускорения (замедления) при пуске и служебном торможении, м/c3, не более 0,6 0,6
Длина расчетного тормозного пути состава из пяти вагонов при торможении со скорости 90 км/ч на прямом горизонтальном участке пути, м, не более:
при рабочем электрическом торможении
при экстренном пневматическом торможении
по командам АРС

330
295
388

330
295
388

Органы управления и индикации

Расположение оборудования на пульте машиниста

    1 - основной пульт машиниста; 2 - монитор машиниста; 3 - блок управления цифрового информационного комплекса; 4 - клавиатура пульта управления системы "Витязь"; 5 - тумба правая; 6 - пульт управления (ПУ-ЛКМ) радиостанции РК-1М; 7 - кран машиниста; 8 - клапан педального звукового сигнала; 9 - контроллер машиниста; 10 - панель выбора обзора; 11 - педаль безопасности; 12 - подставка для ног.

Механическое оборудование

Дверной привод


Тележки вагонов


Электрическое оборудование

Обозначение поездных проводов


КАТП-1


Схема цепей управления


Схема вспомогательных высоковольтных цепей

    Высоковольтные цепи получают питание 750в постоянного тока от контактной цепи через токоприемники . Токоприемники, через соединительные муфты подключаются к блоку соединительному с датчиками тока (БСТД). От БСТД по проводу 5 питание подается на сетевые предохранители блока распределительного устройства (БРУ) - FU1, FU2 FU7, FU8.
    Далее, через главный предохранитель FU1 на 500а, разъединитель ГВ питание подается в силовую схему (на вход тягового инвертора и от него на тяговые двигатели). При отключенном ГВ силовая схема через его контакты подсоединена к ЗУМ у.
    После предохранителя FU2 через FU3, FU4 FU5, FU6, ограничивающие резисторы R1,R2, R3, R4 блока ограничивающих резисторов (БОР) питание ,через контакты контакторов (КМ1.1, КМ1.2) блока контакторов (БК-01) поступает на соответствующие источники бортового питания ИПП через ограничивающие резисторы R2 и R4 блока БОР, силовые контакты контактора КМ1.1, КМ1.2, термореле ( ТРК ) и датчик тока ( ДТ ) высокое напряжение подается на двигатель мотор компрессора.
    Киловольтметр ( КW ) контролирует напряжение в силовой вспомогательной схеме первого вагона, по цепи: контактный рельс, прижатый ТР, плавкий предохранитель (FU2). При отсутствии напряжения в контактной сети или если головной вагон находится на токоразделе, или при перегорании FU2 - киловольтметр показывает отсутствие напряжения (0 вольт). Не будут работать МК, ИПП-6, ИПП-10. Через предохранители FU7 и FU8 высокое напряжение подается на блок контакторов обогрева (БКО) и далее на тепловентиляторы первой и второй секции. Блок управления вентиляцией и отоплением (БУВО) получает питание 80 в от ИПП. Заземление потребителей высоковольтных цепей осуществляется через соединительные блоки (БС-1) и токоотводы типа ЗУМ-5, установленные на каждой колесной паре тележек вагона.

Силовая схема вагона

    Силовая схема включает автономный инвертор (МСИ) из шести тиристорных ключей ((Т1-Т6) и двух ключей ( Т7 иТ8 ) тормозного преобразователя ( чоппера ). Обмотки 4-х ассинхронных тяговых электродвигателей соединены параллельно и питаются от одного инвертора. Напряжение на инвертор подается от контактного рельса постоянного тока напряжением 750 в через контакты быстро действующего выключателя (ВБ) и входной фильтр ( Lф – Сф ). В режиме тяги тормозной резистор (Rт) зашунтирован тормозным преобразователем. Напряжение с выхода инвертора непосредственно поступает на 3-х фазную систему шин (А,В,С ) к которым подключены тяговые двигатели. На каждом двигателе установлено устройство для измерения числа оборотов – датчик частоты вращения ротора двигателя (ДВЧ).
    Информация датчика о числе оборотов поступает в блок управления силовым инвертором, который обеспечивает регулирование напряжения и частоты тока обмоток двигателя по определенному закону. Этот закон формируется при выборе машинистом рукояткой контроллера того или иного пускового положения – «Ход 1», «Ход 2», «Ход-3», «Ход-4».

Структурная схема управления поездом и вспомогательных цепей


Пневматическое оборудование

Принципиальная пневматическая схема 81-740.1

    КМ - электрокомпрессор VV-120; ФТО - фильтр тонкой очистки OEF1; О - осушитель LTZ 015.1H; Ф2-Ф6, Ф8-Ф12 - фильтр воздуховода; Ц1-Ц4 - пневмоцилиндр; Ц7, Ц8 - пневмоцилиндр автосцепки; ЦМБ - цилиндр механизма блокировки торцевых дверей; ПР1-ПР6 - пневморессора; ПР7 - пневморессора кресла; ПК1, ПК2 - клапан переключательный 108; Р1-Р4 - рукав 720.35.00.010-09; Р5 - рукав; Р6, Р7, Р68 - рукав 720.35.00.010-05; Р8-Р11, Р73, Р74 - рукав 720.35.00.010-06; Р12, Р13, Р63-Р66 - рукав 720.35.00.010-08; Р14-Р21, Р70-Р72; Р22 - рукав 720.35.00.010-06; Р24, Р25, Р67 - рукав 720.35.00.010-02; Р27, Р28, Р75, Р76 - рукав 720.35.00.010-01; Р47-Р50 - рукав 157.35.06.085; Р51, Р52, Р96 - рукав АГС8ВЛ80,0300-03; Р53, Р54 - рукав АГС8ВЛ80,0300-08; Р55-Р60 - рукав 720.5.32.018; Р62, Р95 - рукав АГС8ВЛ80,0300-06; Р97, Р98 - рукав АГС8ВЛ80,0300-10; Р30, Р80 - рукав 740.35.00.010-06; Р29, Р92 - рукав 740.35.00.010-05; Р36-Р38 - рукав 740.35.00.010-09; Р69 - рукав 740.35.00.010-08; Р81, Р91 - рукав 740.35.00.010-04; Р77, Р78 - рукав 740.35.00.010-01; Р79 - рукав 740.35.00.010-03; Р40 - рукав из комплекта кресла; Р93 - рукав 720.35.00.010-03; Р88, Р89 - рукав 740.35.00.010-06; Р85-Р87, Р90 - рукав 740.35.00.010-01; РД - регулятор давления АК-11; РС1 - резервуар Р10-100; РС2 - резервуар Р10-9; РС3 - резервуар Р10-300; РП1-РП6 - регуляторы положения кузова 003М, 003-01; СД1-СД6 - сигнализатор давления 115А; СД7-СД12 - сигнализатор давления 115; СК - стоп кран 138; С - сигнализатор С40В; ТЦ1-ТЦ6 - цилиндр тормозной; БТ1-БТ6 - цилиндр тормозной стояночный; К20, К40, К41 - кран 1-20-4-У4 (122.000-03); К25, К26, К44 - кран 1-20-3 (122.000-02); К31 - кран 2-20-1; К32, К33 - кран 3-20-У1 (154.000); К35 - кран 1-25-3У1 (129.000-03); К36-К39 - кран 1-25-2 (129.000-01); К52 - кран 4327; КРМ - кран машиниста 013А, 013-1; КУ - кран управления; УР - устройство разобщительное (комплект 013-1); КП1-КП6 - клапан выпускной 131; КС - клапан срывной 363.2М; Кл3 - клапан 4-3У1 (клапан вибратора 144); КО2 - клапан 1-2У1 (клапан обратный Э175); КО4 - клапан 1-11У1 (клапан обратный 142-01); КлП1, КлП2 - клапан 2-2У1 (клапан предохранительный Э-216); КГ1-КГ3 - клапан ограничительный 109; К1-К11, К42, К43, К45-К50 - кран 1-8У1 (133.000); К14 - кран 4-3У1 (166.000); К16, К30 - кран 1-2У1 (121.000-03); К29 - кран 2-15-1У1 (127.000-01); К17-К19, К21, К23, К27 - кран 1-15-3У1 (121.000-02); КБ1-КБ3 - клапан быстродействующий 398; АК1-АК4 - аварийный клапан; ВР1-ВР8 - воздухораспределитель; ДР1-ДР16 - пневмодроссель; ДЦ1-ДЦ8 - дверной цилиндр; Ц9-Ц24 - цилиндр дожатия; КМ1-КМ8 - клапан медленного заполнения; ФД1-ФД4 - фильтр дверного воздухораспределителя P30-FA 12MEN; ДД5 - датчик ДДХ-И-10-0,3U; КСТ1-КСТ6 - клапан сбрасывающий трехпозиционный; КР ред.1 - регулятор давления; ред. 2 - AR25-FO2-X430; МН - манометр МП-100*6*1,5; МН2 - манометр МП-2У2-100*16*1,5; БЭПП - блок электропневматических приборов 248; ВР - воздухораспределитель; В1-В3 - вентиль электропневматический 120; ВТБ - вентиль тормоза безопасности 175; ДД1-ДД4 - датчик давления; Д1-Д3 - делитель давления; П1, П2 - переключатель 100.040; КП - клапан переключательный; РД1-РД3 - реле давления; АРП - авторежим 100.050-1M; БМ - бак АГС 10.306515.004; БУСТ - блок управления стояночным тормозом 192-1; В6-В10, В12, В13 - вентиль электропневматический ВВ-32У3 на 75В; ВВ11 - вентиль электропневматический 177; И1-И4 - изолятор.

Принципиальная пневматическая схема 81-741.1

    КМ - электрокомпрессор VV-120; ФТО - фильтр тонкой очистки OEF1; О - осушитель LTZ 015.1H; Ф2, Ф3, Ф5-Ф12, Ф14 - фильтр воздуховода; Ц1-Ц4 - пневмоцилиндр; Ц7, Ц8 - пневмоцилиндр автосцепки; ЦМБ1, ЦМБ2 - цилиндр механизма блокировки торцевых дверей; ПР1-ПР6 - пневморессора; ПК1 - клапан переключательный 108; Р1-Р4 - рукав 720.35.00.010-09; Р5 - рукав; Р6, Р7, Р68 - рукав 720.35.00.010-05; Р8-Р11, Р73, Р74 - рукав 720.35.00.010-06; Р12, Р13, Р65, Р66 - рукав 720.35.00.010-08; Р14-Р21, Р69-Р72; Р24, Р62, Р75 - рукав 720.35.00.010-02; Р27, Р28, Р76 - рукав 720.35.00.010-01; Р47-Р50 - рукав 157.35.06.085; Р55-Р60 - рукав 720.5.32.018; Р81, Р82 - рукав 740.35.00.010-06; Р29, Р65, Р85 - рукав 740.35.00.010-05; Р96 - рукав 740.35.00.010-09; Р94, Р95 - рукав 740.35.00.010-08; Р36, Р67, Р68 - рукав 740.35.00.010-04; Р30, Р67, Р80 - рукав 740.35.00.010-01; Р91 - рукав 740.35.00.010-03; Р91 - рукав 720.35.00.010-03; Р88, Р89 - рукав 740.35.00.010-06; Р83, Р89, Р92, Р93 - рукав 740.35.00.010-01; РД - регулятор давления АК-11; РС1 - резервуар Р10-100; РС2 - резервуар Р10-9; РС3 - резервуар Р10-300; РП1-РП6 - регуляторы положения кузова 003М, 003-01; СД1, СД4, СД5, СД6 - сигнализатор давления 115А; СД7-СД12 - сигнализатор давления 115; СК1, СК2 - стоп кран 138; С - сигнализатор С40В; ТЦ1-ТЦ6 - цилиндр тормозной; БТ1-БТ6 - цилиндр тормозной стояночный; К20, К40, К41 - кран 1-20-4-У4 (122.000-03); К25, К26, К44 - кран 1-20-3 (122.000-02); К31 - кран 2-20-1 (128.000); К32, К33 - кран 3-20-У1 (154.000); К35, К50 - кран 1-25-3У1 (129.000-03); К36-К39 - кран 1-25-2 (129.000-01); КРМ - кран машиниста 013А, 013-1; КУ - кран управления; РД4 - реле давления; КП1-КП6 - клапан выпускной 131; Кл3 - клапан 4-3У1 (клапан вибратора 144); КО2 - клапан 1-2У1 (клапан обратный Э175); КО4 - клапан 1-11У1 (клапан обратный 142-01); КлП1, КлП2 - клапан 2-2У1 (клапан предохранительный Э-216); КГ1-КГ3 - клапан ограничительный 109; К1-К3, К6-К11, К42, К43, К45-К50 - кран 1-8У1 (133.000); К14, К15 - кран 4-3У1 (166.000); К16, К30 - кран 1-2У1 (121.000-03); К18, К19, К22-К24, К28 - кран 1-15-3У1 (121.000-02); КБ1-КБ3 - клапан быстродействующий 398; АК1-АК4 - аварийный клапан; ВР1-ВР8 - воздухораспределитель; ДР1-ДР16 - пневмодроссель; ДЦ1-ДЦ8 - дверной цилиндр; Ц9-Ц24 - цилиндр дожатия; КМ1-КМ8 - клапан медленного заполнения; ФД1-ФД4 - фильтр дверного воздухораспределителя P30-FA 12MEN; КСТ1-КСТ6 - клапан сбрасывающий трехпозиционный; КР - редуктор 348-2; МН - манометр МП-100*6*1,5; МН2 - манометр МП-2У2-100*16*1,5; БЭПП - блок электропневматических приборов 248; ВР - воздухораспределитель; В1-В3 - вентиль электропневматический 120; ВТБ - вентиль тормоза безопасности 175; ДД1-ДД5 - датчик давления; Д1-Д3 - делитель давления; П1, П2 - переключатель 100.040; КП - клапан переключательный; РД1-РД3 - реле давления; АРП - авторежим 159; БУСТ - блок управления стояночным тормозом 192-1; В6, В7 - вентиль электропневматический ВВ-32У3 на 75В; И1-И4 - изолятор.

Описание пневматических магистралей


Пневматические клапаны


Разобщительные краны


Прочие узлы пневмооборудования


Блок электропневматических приборов 248 (БЭПП)

Flag Counter