81-760/81-761
Каталог
Общее описание

   81-760/761 «Ока» — модель электровагонов метрополитена, выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 года по 2016 год. Вагон модели 81-760 является моторным головным (Мг), модели 81-761 — моторным промежуточным (Мп). На основе базовой модели также были созданы поезда модификаций А (81-760А/761А/763А «Ока») и Б (81-760Б/761Б/763Б «Ока») со сквозным проходом с вагонами модели 81-763 — прицепной промежуточный (Пп).
   Всего в период с 2010 по 2016 год было выпущено 168 составов «Ока», включая 162 восьмивагонных состава базовой модели[к 1], три восьмивагонных состава модификации А и три пятивагонных состава модификации Б. В настоящее время базовая модель и модификация А эксплуатируются в Москве, а модификация Б — в Баку.
  • Габаритный чертеж 81-760


  • Габаритный чертеж 81-761


  • Расположение основного оборудования 81-760

    1 - преобразователь кондиционера кабины; 2 - блок зажимов; 3, 13 - блок соединительный БС-ЯН; 4 - компрессор; 5 - осушитель; 6 - резервуар Р10-300; 7 - блок управления фрикционным тормозом (БУФТ); 8 - резервуар Р10-9; 9 - контейнер тягового инвертора (КТИ); 10, 11 - преобразователь кондиционера салона; 12 - тормозной резистор; 14, 23 - адаптер диагностики и управления вагонным оборудованием (АДУВ); 15, 25 - соединительная коробка; 16, 24 - блок контроля короткого замыкания (БККЗ); 17 - блок соединительный с датчиком тока (БСДТ); 18 - блок распределительного устройства (БРУ); 19 - преобразователь собственных нужд ПСН-24; 20 - дроссель сетевого фильтра (ДСФ); 21 - резервуар Р10-100; 22 - аккумуляторный ящик; 26 - блок тормозного оборудования (БТО); 27, 28 - локальный блок контроля (ЛБК) системы АСОТП "ИГЛА-М.5К-Т".

  • Расположение основного оборудования 81-761

    1 - блок обработки датчиков вращения (БОДВ); 2 - блок зажимов; 3, 13 - блок соединительный БС-ЯН; 4 - компрессор; 5 - осушитель; 6 - резервуар Р10-300; 7 - блок управления фрикционным тормозом (БУФТ); 8 - резервуар Р10-9; 9 - контейнер тягового инвертора (КТИ); 10, 11 - преобразователь кондиционера салона; 12 - тормозной резистор; 14, 25 - адаптер диагностики и управления вагонным оборудованием (АДУВ); 15, 24 - соединительная коробка; 16, 23 - блок контроля короткого замыкания (БККЗ); 17 - блок соединительный с датчиком тока (БСДТ); 18 - блок распределительного устройства (БРУ); 19 - преобразователь собственных нужд ПСН-24; 20 - дроссель сетевого фильтра (ДСФ); 21 - резервуар Р10-100; 22 - аккумуляторный ящик; 26, 27 - локальный блок контроля (ЛБК) системы АСОТП "ИГЛА-М.5К-Т".

  • Технические характеристики вагонов
Наименование параметра 81-760 81-761
Масса, геометрические параметры, вместимость
Масса вагона (тара), кг, не более 38000 36500
Длина вагона по торцам головок автосцепок, мм, не более 20120 19140
Ширина вагона, мм 2686 2686
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм, не более 3680 3680
База вагона, мм 12600 12600
Высота от уровня головки рельса до оси автосцепки порожнего вагона, мм 795 795
Высота от уровня головки рельса до плоскости низа (нижней полки бокового пояса) рамы вагона при накаченных пневморессорах, мм 940±15 940±15
Максимальная вместимость из расчета 10 чел/м2 свободной площади пола и занятости всех мест для сидения, чел 306 330
Количество мест для сидения, шт 40+1 место для инвалидной коляски 44
Номинальная вместиость из расчета 6 чел/м2 свободной площади пола и занятости всех мест для сидения, чел 199 215
Максимальная пассажирская нагрузка вагона (при среднее массе пассажира 70 кг), кг 21420 23100
Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, т*с, не более 15 15
Коэффициент плавности хода вагона, о.е., не более 3,25 3,25
Количество дверей в салоне, шт 8 8
Ширина дверного проема салона при открытых дверях, мм, не более 1250 1250
Динамические характеристики
Скорость конструкционная, км/ч 90 90
Время разгона поезда с максимальной нагрузкой на горизонтальном участке пути, с, не более
до скорости 30 км/ч
до скорости 60 км/ч
до скорости 90 км/ч

9
21
32

9
21
32
Максимальное ускорение, м/с2 1,3 1,3
Максимальное замедление, м/с2 1,3 1,3
Величина изменения ускорения (замедления) при пуске и служебном торможении, м/с3, не более 0,6 0,6
Длина тормозного пути при торможении со скорости 90 км/ч на прямом горизонтальном участке пути (площадка, 00/00)м, не более:
при рабочем электрическом автоматическом торможении
при торможении по командам АРС
при экстренном торможении
335
388
295
335
388
295
Производительность и экономичность
Удельная мощность привода, кВт/т 18,8 18,8
Максимальный потребляемый ток, А, не более 1000 1000
Суммарная часовая мощность тяговых двигателей, кВт, не менее 680 680
Коэффициент возврата электроэнергии в сеть при рекуперативном торможении, не менее 0,35 0,35
Номинальное напряжение постоянного тока на токоприемнике, В 750 750

Кузовное оборудование
  • Рисунок кузова вагона


  • Составные части кузова вагона

Органы управления и индикации
  • Размещение основного и дополнительного пультов машиниста в кабине

     Кабина управления (машиниста) вагона 81-760 предназначена для размещения аппаратов, приборов и устройств поста управления поездом (вагоном), а также оборудования рабочего места машиниста.
     Кабина оборудована одностворчатыми боковыми дверями, дверью из кабины в салон, аварийным трапом, а также обзорными окнами из трехслойного стекла толщиной 11 мм.
     Для этой цели использованы следующие типы изделий остекления по ТУ 5923-012-00287266-2002:
     - стекло лобовое 81-760-1Р (МАС 163.00.000);
     - стекло боковое правое 81-760-2Х (МАС-Т 129.000);
     - стекло боковое левое 81-760-2Х (МАС-Т 129.000-01);
     - стекло трапа 81-760-3Р (МАС 164.000).
     Лобовое изделие остекления и изделие остекления трапа электрообогреваемые.
     Лобовое изделие остекления имеет два датчика температуры стекла (один датчик резервный).
     Лобовое стекло кабины машиниста и стекло трапа оборудованы нагревательными элементами, которые питаются напряжением постоянного тока 80 В от бортового источника собственных нужд ПСН-24 (ЦКГЛ.345671.001) или ПСН-118 (ЧС3.211.118).
     Герметичность окон достигается путем установки резиновой армировки.
     Лобовое обзорное окно кабины управления (машиниста) оборудовано следующими устройствами:
     - электрическим стеклоочистителем;
     - шторкой «Метро» (артикул 720);
     - омывателем электрическим с комплектующими элементами.
     В кабине управления установлены:
     - пульт машиниста основной (ПМО) 7600.36.45.010 с контроллером машиниста КМ, блоком контроллеров реверса КР и КРУ (основного и резервного управления), мониторами машиниста системы «Витязь-М», системы видеонаблюдения, блоком мониторов БМЦИС-01, панелями кнопок, блоком индикации, громкоговорителем экстренной связи;
     - пульт машиниста дополнительный;
     - пульт машиниста вспомогательный (ПМВ) 7600.36.46.010 с блоками автоматических выключателей поездной защиты;
     - селектор управления кондиционером кабины;
     - центральный блок контроля и информации (ЦБКИ) системы «Игла-М.5К-Т»;
     - педаль безопасности (переключатель ножной НВМ-741 У3 или ПНК -743 У3);
     - установка кондиционирования кабины;
     - тепловентилятор кабины машиниста;
     - светильники общего освещения кабины ФПВ-03-11Вт/75DC-1-Д;
     - блоки электроизмерительных приборов и манометры;
     - пульт управления ПУ-В, пульт дополнительный и блок выносного громкоговорителя радиостанции РВС-1-07-0052;
     - субблок управления ЦИС;
     - кран машиниста;
     - стеклоочиститель и омыватель электрические;
     - сиденье машиниста, рисунок 32, и откидное сиденье;
     - огнетушитель типа ОУ-3;
     - бытовые шкафы и бытовое оборудование (крючки, пепельница);
     - трап аварийный.
     В передней части кабины машиниста (снаружи) установлены фары и сиг-нальные фонари (c наружной стороны);
     В верхней части на лобовой стенке кабины установлено маршрутное табло.
     Двери кабины (боковые и двери в салон) оборудованы извещателями сигнализации магнитно-контактными ИО-102-39.
     Оборудование кабины смонтировано на лобовой, задней и боковых стенках кабины, на потолочной части кабины, а также в аппаратном отсеке.
     Основные командоаппараты и устройства управления вагоном, отдельными системами вагонного оборудования и поездом смонтированы на ПМО.

  • Элементы органов управления

Механическое оборудование
  • Тележки

  • Автосцепка

  • Двери и дверной привод

Электрическое оборудование
  • КАТП-2
Общее описание КАТП-2
Элементы КАТП-2
  • Контейнер тягового инвертора КТИ-2

  • Тяговые электродвигатели




  • Цифровая информационная система

  • Вспомогательное электрооборудование

  • Бортовые источники электропитания


  • Принципиальная электрическая схема низковольтного электроснабжения

    Автоматические выключатели ППЗ (поездные) SF2/3 - ЦУВ управление основное/резервное; SF4/5 - БКПУ 1/2; SF7/8 - питание крана машиниста основное/резервное; SF9 - ориентация; SF11 - двери открытие; SF12/13 - ЦИС 1/2; SF14 - кондиционер салона; SF15 - освещение кабины; SF16/17 - фары 1гр./2гр.; SF18 - связь с СЦ; SF19 - видео; SF20 - пожарная система; SF21 - радиосвязь; SF23 - управление кондиционера.
    Автоматические выключатели ПВЗ (вагонные) SF24 - управление кондиционера; SF26 - стеклообогрев, отопление кабины; SF34 - осушитель; SF36 - пожарная система; SF37/38 - ЦИС левый/правый; SF42 - двери открытие; SF44 - аварийное освещение салона; SF45 - ПСН АКБ; SF46 - БКВУ; SF47 - АДУ ДВ; SF48 - АДУ ВО; SF49 - БОДВ; SF52 - инвертор; SF53 - токоприемник; SF54 - видео; SF55 - БУФТ; SF56 - питание кондиционера.

  • Назначение поездных проводов


  • Система кондиционирования вентиляции и обогрева (СКВО)

Пневматическое оборудование
  • Пневматическая схема 81-760

  • Пневматическая схема 81-761

    КМ - мотор-компрессор с асинхронным двигателем VV-120T; О - осушитель LTZ 015.1H; Ф2-Ф7 - осушитель воздуховода; Ц1-Ц4 - цилиндр токоприемника; Ц7, Ц8 - пневмоцилиндр автосцепки; ЦМБ1, ЦМБ2 - цилиндр механизма блокировки торцевых дверей и дверей кабины; ПР1-ПР4 - пневморессора резинометаллическая; Р1-Р21, Р24-Р31, Р38-Р45 - рукав; РП1-РП4 - регулятор положения кузова; СД1-СД6 - сигнализатор давления 112; СД7-СД10 - сигнализатор давления АК1, АК2 - аварийный клапан; ВР1-ВР8 - воздухораспределитель дверной; ДЦ1-ДЦ8 - дверной цилиндр; ДР1-ДР-16 - пневмодроссель; ФД1-ФД6 - фильтр дверного воздухораспределителя; КМ1-КМ8 - клапан медленного заполнения; КРМ - кран машиниста 013А; КУ - кран управления; РД3 - реле давления; РС1 - резервуар Р10-100; РС2 - резервуар Р10-9; РС3 - резервуар Р10-300; СК1, СК2 - кран 4301 (стоп-кран); С - сигнал С-40В; ТЦ1-ТЦ4 - цилиндр тормозной; БТ1-БТ4 - блок-тормоз; К1-К3, К5-К11, К42-К44, К16, К19, К22-К26, К14, К16-К30, К40, К41, К31, К4, К27, К32, К33, К36, К39 - кран; КЛ3 - клапан 4-3У1; КО2 - клапан обратный; КО4 - клапан обратный; КлП1 - клапан предохранительный №15; КлП2 - клапан предохранительный; КБ1, КБ2 - клапан быстродействующий; КП1-КП4 - клапан выпускной; МН - манометр; МН2 - манометр; В1 - вентиль ВВ-32 отжатия токоприемников; В2 - вентиль ВВ-32 блокировки торцевых дверей; И1-И4 - изолятор; БУФТ - блок управления фрикционным тормозом; АРП - авторежим пневматический; ВТ1, ВТ2 - вентиль электропневматический; ВПУ1, ВПУ2 - вентиль управления противоюзом; ВТ5 - вентиль тормоза безопасности; Д1-Д5 - датчик; ВР - воздухораспределитель; КП - клапан переключательный; П1, П2 - переключатель; РД1, РД2 - реле давления; СД5 - сигнализатор давления; БУСТ - блок управления стояночным тормозом; К28 - кран; ПД - преобразователь давления.

  • Описание пневматических магистралей

  • Пневматические клапаны

  • Блок управления фрикционным тормозом (БУФТ)

  • Разобщительные краны

  • Прочие узлы пневмооборудования

© eltroll2 2019-2021